Посты


Посты
– учреждение христ. церкви, содействующее господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в Ветхом Завете, в христианстве учрежден одновременно с основанием самой церкви, по примеру самого Христа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили П. в 40 дней в подражание Моисею и И. Христу, постившимся 40 дней в пустыне; отсюда древнейшее название главного, или великого, П. у греков – четыредесятница. По мнению некоторых ученых, П. состоял сначала из 40 часов, а не дней; некоторые писатели II и III вв. говорят об обычае поститься более двух суток. Пост перед Пасхой, по свидетельству Дионисия Александрийского, тянулся 6 дней и назывался предпасхальным. Таким образом четыредесятница существовала хотя и с первых времен церкви, но не повсеместно и в постоянный 40-дневный П. она сложилась, по мнению некоторых ученых, одновременно с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувству братства и любви, в П. оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. По Златоусту, обычай П. возник по мере ослабления ревности к церкви, вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день появилось обыкновение причащаться только в особенно торжественные дни, как великий четверг и Пасха, а чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви учредили четыредесятницу. В IV в. великий П. существовал в церкви повсеместно, но он начинался не везде одинаково и не всегда содержал в себе именно 40 дней, ибо церковь не стесняла в этом отношении поместных обычаев. П. в древней церкви был очень строг и заключался или в неядении несколько времени, или в сухоядении ежедневном, но не раньше вечера; по словам Тертуллиана, во время П. не давалась даже вода; "Постановления апостольские" поставляют П. во вкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи) держалось, как форма П., до XII в., когда постными яствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением П., и даже церковное "лобзание мира" по словам Тертуллиана считалось несовместимым с П. Общим правилом было совершенно устранять раздражающую и возбуждающую пищу и вообще избегать обременения себя какою бы то ни было пищей. В последующее время появились ереси, из которых одни ставили П. наравне с высшими нравственными обязанностями христианства, а другие совершенно отрицали всякое значение П. Учение древней церкви о П. суммировано гангрским собором, который предает анафеме тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установленные П., и тех, кто осуждает собрата, вкушающего мясо с благословенья в дозволенное время. На Востоке церковное значение П. было усилено и грех нарушения П. был приравнен к ереси; с принятием христианства этот взгляд перешел в Россию, и отсюда идет то особое уважение к П., какое существует доселе в русской церкви и в русском народе. Законодательство на Востоке покровительствовало П.: на дни великого П. запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другие, кроме предметов первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство. К П. приурочивалась и благотворительность: рабовладельцы освобождали рабов от работ и отпускали их часто в дни П. на волю. Великий П. был временем проповедей в храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. На Востоке монахи постились ежедневно до 9 часа (до 3 часов дня по нашему времени), в дни установленных П. – до вечера, а иные "постники" более долго постились. Влияние мон. развило в населении любовь к постничеству. Христианская вечеря во время П., бывшая единственной трапезой в продолжение дня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто. П. делятся на многодневные и однодневные. К многодневным относятся: 1) П. св. четыредесятницы; 2) П. ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым, или апостольским. Начало этого П. зависит от праздника Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он тянется шесть недель, при наименьшей – неделю с днем. Начало его идет от глубокой древности, он уже заповедуется в апостольских постановлениях; но особенно часты упоминания о нем становятся с IV в.; 3) Успенский П. (в просторечии – госпожинки) в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа. Этот пост по строгости приближается к великому, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня. Древнейшее упоминание об этом посте, под именем П. осеннего, встречается у Льва Вел. В древней церкви были разногласия о продолжительности его; поводом к ним служил праздник Преображения, ибо в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Соборным определением 1166 г. эти сомнения окончательно устранены; 4) Рождественский П. предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому называется также четыредесятницей. Иначе этот П. называется филипповским (в народе – филипповки), так как в день его начала, 14 ноября, празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается к апостольскому посту; строгость его особенно усиливается с 20 дек., т. е. во дни предпразднества Р. Хр., и достигает высшей степени в последний день, так наз. сочевник (сочельник), этот день П. хранится до вечерней звезды. О рождественском П. ясные упоминания встречаются с IV в. Лев Вел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за собранные плоды. Однообразный порядок продолжительности его установлен на константинопольском соборе 1166 г. К однодневным П. относятся: 1) пост в среду и пяток в воспоминание предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти Его. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. и стояния, ибо в эти дни христиане проводили в богослужении всю ночь, как бы стоя на страже, а П. продолжался до 9 часа. В среды и пятки некоторых седмиц нет П. Таковы: седмица пасхальная, которая рассматривается, как один светлый день; седмица пятидесятницы; так наз. святки, т. е. 12 дней от Рожд. Хр. до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочельника); седмица мытаря и фарисея; седмица сырная; 2) П. в праздник Воздвижения Креста Господня – 14 сентября; 3) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, и 4) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Смотреть что такое "Посты" в других словарях:

  • ПОСТЫ — ПОСТЫ, религиозные запреты или ограничения на употребление пищи вообще или некоторых продуктов (на определенный срок),а также более общие правила воздержания. Посты существуют в иудаизме (Пасха, Судный день), в исламе (Рамадан). В православии… …   Современная энциклопедия

  • Посты — ПОСТЫ, религиозные запреты или ограничения на употребление пищи вообще или некоторых продуктов (на определенный срок),а также более общие правила воздержания. Посты существуют в иудаизме (Пасха, Судный день), в исламе (Рамадан). В православии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Посты — учреждение христианской. церкви, имеющее целью содействоватьгосподству в христианине духовно нравственных стремлений надчувственными. П. существовали еще в ветхом завете. В христианствеучреждение его современно самой церкви: он основан на примере …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посты — православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) постап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Так какначало этого П. зависит от праздника Пасхи …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посты — Пост  ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан …   Википедия

  • Посты — учреждение христ. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере И.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОСТЫ —         распространенное в индуизме обрядово магич. средство, к рое служит ритуальному очищению верующего и т. обр. делает более безопасными его контакты с сакральными уровнями бытия (в части., во время праздников). Соблюдение П. считается и… …   Словарь индуизма

  • ПОСТЫ — религ. запреты или ограничения на пищу вообще или нек рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламентации жизни верующих, углубления их религиозности. По словам богословов, П. являются .действенным средством …   Атеистический словарь

  • ПОСТЫ БÆХ — Дзæгъæлы дыууæрдæм чи хъеллау кæны, ахæм адæймаг …   Фразеологический словарь иронского диалекта

  • Посты в православии — Посты или ограничения в повседневном пищевом рационе, частичное или полное голодание в определенное время года, сопровождающиеся духовно нравственными задачами, были издавна характерны для христианской церкви. Практика соблюдения постов уходит в… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

Другие книги по запросу «Посты» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.